Как был создан музей

После ухода Андрея Геннадьевича Поздеева в 1998 году в Красноярске между представителями художественной общественности и власти начались переговоры о создании музея современного искусства, где в постоянной экспозиции  были бы представлены работы художника. Но уже к 2000г. разговоры эти сошли на нет, и надеяться на появление муниципального или государственного музея Андрея Поздеева уже не приходилось. А что можем сделать мы? Как организовать музей Художника Андрея Поздеева?  
Перед нами задача: создать музей удожника А.Г.Поздеева в общеобразовательной школе. Собрать, пока не поздно, его  картины, наброски, его вещи, материалы для живописи, инструменты, афиши, буклеты, книги чтобы сохранить память о нем. Многие из друзей художника, и его вдова готовы были предоставить эти экспонаты для  музея.   
Главное, что у нас была уверенность в том, что музей необходим. Необходим всем, кто знал и любил  творчество Андрея Поздеева. Музей Андрея Поздеева нужен красноярцам, чтобы  не только помнить, но и научиться понимать его творчество. Мы убеждены, что прикосновение к искреннему, живому искусству делает жизнь  более наполненной и счастливой. Жизненный и творческий путь Андрея Поздеева настолько богат, а личность его так неординарна, что для ребят работа в музее открывает огромные возможности для собственного развития (и не только для учащихся  нашей школы). Мы сразу задумали наш  музей  как музей «открытый», выходящий за пределы  школы.
С чего начать? С проекта, конечно. В начале 2000г. в Красноярске появляются новые проекты в сфере образования, объявляются многочисленные конкурсы.  Но то, как их писать,  чтобы получить грант, толком никто еще не знал. Вместе с  директором школы,  Ушаровой Ириной Анатольевной, я на  бумаге, а она (на единственном тогда в школе компьютере) сочиняем проект "Организация музея Андрея Поздеева". Проект нам одобрили.  Как важно было тогда для нас получить поддержку  в начале нового дела…

Первый совет школьного музеяУчащиеся нашей школы идею создать музей приняли с энтузиазмом. Мы не говорили ребятам о педагогических целях музея в стенах общеобразовательной школы, это были наши педагогические цели и задачи, а ребята загорелись идеей сделать для нашего города то, что никто пока не смог сделать - создать музей необыкновенного художника и рассказать красноярцам о том, какой это был замечательный  человек. В отличии от взрослых (воспитанных, в основном, на передвижниках) современные ребята принимали творчество  Поздеева  очень хорошо. Еще при жизни художника  в школе походили классные часы, лекции, о его творчестве. Мы ходили на его выставки, некоторые из ребят были в его мастерской. Так была в 1986 году была записана на видео двух часовая беседа с художником в его мастерской, где Андрей Геннадьевич рассказывает о своей жизни и творчестве. В начале сентября 2000 года из старшеклассников была выбрана специальная группа. Ребята обошли родительские  собрания в нашей школе и собрали подписи в поддержку создания музея. Родители нас поддержали и помогли. 
Неожиданно
На ярмарке педагогических идей. 2000г. мы получили поддержку прессы. 27 сентября в день рождения Андрея Поздеева мы открывали наш музей. Кто-то из ребят позвонил на телевидение,  и это наше  первое событие показали сразу два местных канала: «Культура» и ТВК. 
Особенность школьного музея состоит в том, что экспозиции создаются руками ребят. Обычная музейная работа – учет и хранение экспонатов, исследования и экскурсии, поиск материалов и пропаганда культурных ценностей – для нас это  средство воспитания, возможность выхода на новый подход в образовании. Образовательная среда, создаваемая деятельностью музея, способна изменить и формы воспитательной работы школы. Работая с подлинными предметами, разрабатывая и осуществляя социально значимые проекты, учащиеся совершенно по-другому относятся к своей деятельности. Невозможно просто «играть» в музей, когда на тебе ответственность за реальные ценности, относящиеся к истории и культуре края.
Оформляя наши экспозиции, мы надеялись сохранить ту атмосферу добра и творчества, которая была в мастерской А.Г. Поздеева. Во многом нам это удалось. Это подтверждают наши постоянные гости – родные и друзья художника: В.М. Поздеева, А.Д. Грицай, А.И. Астраханцев, Э.И. Русаков, представители творческой интеллегенции города. Писатель и большой друг нашего музея Э.И. Русаков не только рассказывает нам о своих встречах с А.Г. Поздеевым, но и читает свои иногда даже еще не опубликованные рассказы. Автор памятника А.Г. Поздееву Ю. Злотя подарил нам гипсовый бюст художника – один из вариантов его работы над памятником. Каждая встреча не только обогащает музей новыми экспонатами, но и является бесценной возможностью общения с яркими и интересными людьми нашего города. Образовательная среда, центром которой является школьный музей, несет в себе большой потенциал. Материалы, собранные в архивах нашего музея, позволяют вести исследовательскую работу.

Атмосфера, образовавшаяся вокруг музея, повышает интерес к истории и культуре нашего края. У ребят появляется чувство гордости, причастности к определенному школьному сообществу - музей выводит их за рамки традиционных форм обучения. 
«Под знаком Поздеева» проходят персональные выставки учащихся нашей школы. Например, выставка керамики, также стали традиционными выставки наших живописцев и ребят, увлекающихся декоративно-прикладным искусством.
Наш музей может рассказать о А.Г. Поздееве много нового даже людям хорошо знавшим художника.  Вот, например, один из любопытных документов: фотография уже седого человека в Георгиевском зале Кремля, получающего государственную премию. Какое отношение она имеет к нашему музею? Когда-то Слава Шавловский, молодой, начинающий художник, жил в Красноярске. Его мечта учиться живописи в Ленинграде осуществилась благодаря А.Г. Поздееву и его жене Валентине Михайловне, которые сами отчаянно нуждаясь, в течение пяти лет помогали, отправляя  денежные средства на учебу.

Встречаясь с гостями музея А.Поздеева, общаясь с его друзьями, мы открываем для себя новые примеры бескорыстной помощи людям со стороны этого доброго человека и замечательного художника.
Музей развивается благодаря грантовым проектам Фонда Михаила Прохорова, победам в конкурсе «Сто классных проектов» РУСАЛа, краевого конкурса «Социальное  партнерство во имя развития» и поддержке наших друзей. 
В благодарственном письме Российского Фонда культуры потомок нашего великого земляка В.И. Сурикова, Никита Сергеевич Михалков, написал: «…дело сохранения и приумножения богатств культуры Сибири - исполнение первейшего долга перед грядущими поколениями россиян». Мы очень надеемся, что когда-нибудь наш музей станет кирпичиком в основании муниципального или государственного музея А.Г. Поздеева.

 

Татьяна Ваганова

 

 

Powered by XGEM Engine