Почему мы организовали этот музей?

Пейзаж с красным домом. 1968.В  1977 году, после окончания касимовского художественного училища, я и еще семеро молодых учителей рисования и черчения по распределению приехали в Красноярск. Пока нас распределяли по школам (где мы должны были отработать три года) мы знакомились с достопримечательностями Красноярска: замечательный домик В.И.Сурикова,  восторг от заповедника «Столбы», а  в Доме художника - выставка красноярских живописцев.  Наши парни, уставшие от впечатлений, шли на выставку без особой охоты: «Ну что мы там увидим - очередную скамейку Ильича?». Конечно мы знали, что ленинская тема открывала для художников замечательные возможности и многие в то время пользовались этим.

Татьяна Ваганова. 1980г.На выставке мы увидели очень высокий уровень, особенно выделялись Б.Ряузов, Т.Ряннель, В.Мешков. Замечательные сибирские пейзажи, грандиозные стройки коммунизма, и конечно, ленинская тема во всей красе. И среди этого царства социалистического реализма, вдруг, «Пейзаж с красным домом» Андрея Поздеева... Мы стояли как вкопанные: обратная перспектива, постимпрессионизм?  Мы прекрасно знали, что так писать в нашей стране нельзя. Ведь всего три месяца назад, на защите дипломных работ, один из наших талантливых сокурсников выставил на обсуждение свой абстрактный триптих. Скандал был большой, слава Богу, не дошло до отчисления и дело закончилось тем, что лучшему студенту поставили тройку. Теперь же, стоя у «Красного дома» наши ребята начали строить предположения об авторе: кто он такой? Почему ему всё можно?  Впечатление творческой свободы и смелости живописца, запомнилось. Запомнилось и имя - Андрей Поздеев.

День рождения Е.Бякова, 1980г.Через несколько дней, в учительской школы № 10, где началась моя трудовая деятельность, я увидела картину. Она  была без подписи, но почерк узнавался сразу. Моя уверенность подтвердилась - на обратной стороне холста я прочитала надпись: «Авроре Даниловне, Андрей Поздеев». 


В мастерской. 1980г.А познакомилась я с самим художником  позже, в январе 1980 года, когда в мастерскую к Андрею Геннадьевичу меня привел мой будущий муж, Володя Ваганов. К моему  восторгу, Андрей Геннадьевич передо мною, совсем еще девчонкой, начал выставлять свои картины.  Вот тогда я и увидела его «Калтатскую серию». Это было настоящее потрясение: Кузьмичева поляна, Китайская стенка, на меня нахлынули запахи таёжных трав и цветов, а Андрей Геннадьевич все выставлял и выставлял новые холсты. Онемев, я не могла тогда найти слов, это был пир настоящей живописи.

В доме ПоздеевыхМне повезло: долгие годы, судьба подарила мне возможность общаться с этим замечательным художником и очень мудрым и светлым человеком. Мастерская А.Г. Поздеева в Красноярске была для многих красноярцев храмом живописи. Здесь царила особая атмосфера творчества и истинного служения искусству, здесь знали цену таланту и дружбе. Сколько людей, по их собственным рассказам, доверяясь полностью, приходили к художнику почти как на исповедь, и он слушал и помогал многим.

В Мастерской Андрея Геннадьевича. 1986г.После  ухода художника из жизни, все кто знал и любил его,  очень остро чувствовали утрату. Многие пытались восполнить образовавшийся вакуум: писали воспоминания, организовывали его выставки в Красноярске, создавали  диски о творчестве Андрея Поздеева. Каждый, по своему, пытался сделать что-то, что дало бы возможность продолжить в своей жизни общение с его творчеством.  
Нашу идею - организовать музей - горячо поддержал московский искусствовед Николай Григорьевич Ткаченко. Музей стал частью его большой программы  по популяризации  творчества Андрея Поздеева.
Н.Г.Ткаченко многому научил нас, сразу  поставив высокую планку, предложив участие в международном проекте «Краски земли».
Благодаря работе в школьном музее, для меня, моих близких, для людей близко знавших художника, для учащихся нашей школы, Андрей Поздеев остается частью  нашей повседневной жизни, продолжая жить рядом с нами своими яркими и добрыми картинами.

Татьяна Ваганова

Powered by XGEM Engine